Алексей Чичкин

Острова раздора

 

На днях (декабрь 2006 г.) министр иностранных дел Японии Таро Асо выступил с очередной «мирной инициативой» по разрешению спора вокруг четырех островов Курильской гряды, которые в Японии именуют «северные территории». Асо предложил разделить их с Россией по принципу «50 на 50» исходя из той площади, которую занимают острова. В рамках этого компромисса Япония собирается получить Шикотан, Кунашир, Хабомаи и четверть самого крупного из оспариваемых остров – Итурупа. В распоряжении же России в качестве «жеста доброй воли» предлагается оставить 75% территории Итурупа.

Заявление Таро Асо стало еще одним звеном в цепи дипломатических акций правительства Синдзо Абэ, активно наращивающего геополитические мускулы «страны восходящего солнца». Отказ от проведения агрессивной внешней политики, зафиксированный в конституции Японии, с лихвой компенсируется территориальными претензиями, которые официальный Токио выдвигает не только в адрес России, но и в адрес всех остальных стран-соседей – КНР, Тайваня, а также Северной и Южной Кореи.

История этих территориальных споров началась вскоре после окончания Второй мировой войны. Подписав в 1945 году акт о капитуляции, японская сторона официально согласилась с условиями Ялтинской и Потсдамской деклараций союзников (1945 г.). Мирный договор между странами-победительницами и Японией (Сан-Франциско, 1951 г.), вступивший в силу с 1952 года, декларировал отказ Токио от всех прав и претензий на Южный Сахалин, Курильские острова, а также на территории, спорные с Китаем, Кореей и Филиппинами. Однако этот договор не был подписан СССР ввиду того, что по настоянию США и Франции его сторонами не были признаны новые социалистические государства Азии – КНР, Монголия, КНДР (Северная Корея) и ДРВ (Северный Вьетнам).

По условиям Сан-Францисского договора, стороны, его не подписавшие, должны были в последующие 3 года заключить двухстороннее мирное соглашение. Однако Конгресс США, не дожидаясь истечения этого срока, уже в конце апреля 1952 года принял бессрочную резолюцию о необходимости пересмотра «советских» условий упомянутого договора и союзных документов по Японии. В той же резолюции правительству США было рекомендовано считать «незаконно отторгнутыми японскими территориями» все Курилы и Южный Сахалин. А с апреля 1953 года четыре южнокурильских острова (Кунашир, Итуруп, Шикотан, Хабомаи) с примыкающей акваторией были официально включены японским правительством в состав провинции Хоккайдо в качестве «северных территорий». В это же время Токио впервые официально заявил о спорном статусе некоторых островов, принадлежность которых не была обозначена в Сан-Францисском договоре. Речь шла об островах Тиаоюй (Сэнкаку) и Токдо (Такэсима), расположенных вблизи Тайваня (Китай) и Кореи и отнесенных Сан-Францисским договором к внутренним территориальным водам этих стран.

Все территории, на которые претендует Япония, имеют важное стратегическое значение. Так, Южные Курилы располагают ресурсами цветных металлов, марганца, серебра, висмута, титана, геотермальных вод. На их шельфе есть разведанные залежи нефти и газа. Кроме того, через южнокурильские проливы достигается кратчайшее расстояние между портами Хабаровского, Приморского края и Магаданской области, а также между портами Сахалина и Тихим океаном. Когда Курилы принадлежали Японии, СССР ежегодно платил японской стороне до 80 млн долларов в год за такой транзит. Остров Токдо позволяет его обладателю контролировать «выходы» из Цусимского пролива – между Кореей и Японией (т.е. между Японским и Восточно-Китайским морями). Схожее значение имеют скалы и рифы вблизи северокорейского побережья Японского моря, на которые также претендует Япония. Остров Тиаоюй имеет стратегическое значение для обороноспособности Тайваня, и особенно для военного «прикрытия» его столицы – Тайбэя с севера и северо-востока. Когда этот остров принадлежал Японии (до сентября 1945 г.), там находилась крупная радиолокационная станция. Одновременно Тиаоюй с юга дает отличный выход на приграничную японскую гряду – острова Рюкю (в центре которых – остров Окинава с военной базой и другими военно-разведывательными объектами США).

На сегодняшний день тема территориальных споров между Японией, КНР, Тайванем, КНДР и Южной Кореей практически не обсуждается в России. Между тем, позиция Пекина, Тайбэя, Пхеньяна и Сеула по отстаиванию своих территориальных прав могла стать хорошим примером для нашей страны в «курильском вопросе».

В начале декабря нынешнего года в КНДР и Южной Корее были одновременно опубликованы и показаны по ТВ старые японские карты, где остров Токдо не обозначен в качестве японской территории. По версии центральной газеты Северной Кореи «Нодон Синун», в утвержденных министерством образования Японии картах 1929 и 1933 годов остров Токдо «приписан к захваченной в то время японскими оккупантами Корее». Спор вокруг острова Токдо обострился, однако, еще весной этого года в связи с планами Токио провести гидрографические исследования в этом районе. Тогда Южная Корея стянула к Токдо 20 кораблей и катеров береговой охраны, заявив, что будет перезахватывать любые японские суда, если они приблизятся к этим территориям в Японском море (в КНДР и Южной Корее его называют Восточным). К этому же району в поддержку южнокорейской позиции были направлены ВВС и ВМС КНДР. После демонстрации военной силы Южной Кореи и КНДР Япония о отказалась от своих «гидрографических планов». Между тем, как утверждают тайваньские и южнокорейские источники, Пхеньян и Сеул согласовали секретный план совместного военного отпора Японии, если она решится на экспроприацию острова Токдо.

Со своей стороны, министерство иностранных дел Тайваня выступило с заявлением о необходимости созыва общерегионального совещания на уровне глав правительств для признания нынешних границ между дальневосточными странами. Как сообщили «Радио Тайбэй» и агентство China Press International (Тайбэй), согласно упомянутому заявлению, «международное подтверждение дальневосточных границ интенсифицирует региональное экономическое сотрудничество и будет способствовать политической стабильности в регионе». Подобную идею в различных вариациях давно выдвигают также КНР, КНДР и Южная Корея, которые, несмотря на все сложности отношений друг с другом, занимают консолидированную позицию по противодействию территориальным притязаниям Японии.

Впрочем, официально одобрить предложение Тайбэя Пекин не может, ибо в этом случае придется официально признать тайваньский внешнеполитический суверенитет. Тем не менее, уже несколько раз ВВС и ВМС КНР и Тайваня совместно направлялись в спорный с Японией район.

Со своей стороны руководство КНДР с середины 1950-х гг. также неоднократно выступало и выступает с идеей аналогичного дальневосточного совещания. Территориальные же проблемы являются одним из веских аргументов Пхеньяна в пользу наращивания северокорейской военной мощи. Недовольство Японии растущим военным потенциалом Тайваня последний тоже объясняет японскими территориальными притязаниями.

Будучи едины в осуществлении конкретных мер по предотвращению японской экспансии на «спорные территории», КНР, Тайвань, КНДР и Южная Корея по объективным причинам не могут выступить «единым дипломатическим фронтом», что, естественно, на руку Японии.

Таким образом, ситуация продолжает оставаться неурегулированной. И если Россия пойдет на какой-либо компромисс в территориальном споре с Японией, то будет поставлена под сомнения целая система международно-правовых обязательств, определяющих нынешние границы «страны восходящего солнца». Среди дальнейших последствий таких территориальных компромиссов – рост напряженности во всем Азиатско-Тихоокеанском регионе и колоссальный ущерб международному престижу России, которая после этого едва ли будет восприниматься китайскими и корейскими соседями в качестве сильного регионального игрока на дальневосточном региональном поле.

Материал взят с - www.rpmonitor.ru

Найти другие материалы в Интернете>>>

Высказаться

 

МАТЕРИАЛЫ  О  КУРИЛАХ

ГЛАВНАЯ  СТРАНИЦА

 

Hosted by uCoz