Сергей Пахмутов

Курилы - земля русская

 

В последнее время вновь острую актуальность приобрела так называемая проблема территориального размежевания между Российской Федерацией и Японией. Министр иностранных дел России Лавров публично озвучил возможность передачи сопредельному государству части российской территории – остров Шиктотан и Малую Курильскую гряду, называемую на японский манер Хабомаи. Эта возможность мотивируется тем, что Шикотан и Хабомаи были обещаны сопредельному государству в 1956 году Совместной декларацией, подписанной в Москве между СССР и Японией. Действительно, об этом прямо было записано в этом международном документе, ратифицированном Верховным Советом СССР и парламентом Японии: «…Союз Советских Социалистических Республик, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Шикотан с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения мирного договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией.» То есть, гипотетическая передача этих территорий сопредельному государству является сугубо добровольным жестом нашего государства, не обусловленным никакими международными документами. К тому же, в настоящее время японскую сторону никак не устраивает передача вышеозначенных территорий – она требует возвращения не двух, а четырех островов.

Между тем, статус всей Курильской гряды неоднократно устанавливался несколькими международными правовыми актами. Имеются сведения о том, что русские кочи бывали у берегов Камчатки и Курильских островов еще в 1632 году. В 1649 году эти места посетил участник экспедиции Дежнева Федот Алексеев (Попов). Японский автор Мацунага Текэн в своей книге «Сахалин и Камчатка» также признает, что «в 1643 году русские пришли в Камчатку и открыли Курильские острова». В 1745 большая часть Курильских островов была нанесена на «Генеральную карту Российской империи» в Академическом атласе. Впервые проблема русско-японского размежевания остро встала в середине 19 века, когда русские, активно осваивавшие Дальний Восток, столкнулись на Курильских островах, освоение которых они начали с севера, с Камчатки еще в середине 18 века (4 декабря 1762 года Екатерина II своим манифестом дала благословение на освоение "дальних" островов - Южных Курил), с японцами, начавшими их освоение в 19 веке с юга, с Хоккайдо. Когда русские обращали в православную веру аборигенов Северных Курил, на Хоккайдо обитало лишь несколько тысяч японских поселенцев. Хоккайдо – это остров, который японцы колонизировали, подвергнув тотальному геноциду его коренное население – айнов – народ весьма загадочного происхождения. Вот как описывает их в своем дневнике И.Ф. Крузенштерн, исследовавший Хоккайдо (Иесси), Сахалин и Курилы во время своего кругосветного путешествия в начале 19 века: «Айны среднего и все почти одинакового роста, не выше 5 футов и 2 или 4 дюймов; цвет лица их так темен, что близко подходит к черному, борода густая и большая, волосы черные и жесткие, висящие книзу».

В результате российско-японская граница сложилась между островами Итуруп и Уруп. Эта граница была юридически зафиксирована Трактатом о торговле и границах между Россией и Японией от 26 января (7 февраля) 1855 г., который мирным путем установил, что острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи являются территорией Японии, а острова к северу от Урупа – территорией России: "Впредь границу между Японским государством и Россией установить между островом Итуруп и островом Уруп. Весь остров Итуруп принадлежит Японии, весь остров Уруп и Курильские острова к северу от него принадлежат России. Что касается острова Карафуто (Сахалин), то границей между Японией и Россией он не разделен по-прежнему". Такое решение было принято из-за опасения открытия боевых действий на Дальнем Востоке в то время, когда в европейской части России шло неравное противоборство нашей страны с целым рядом государств – Крымская война. По этой же причине остров Сахалин был признан «территорией, не разделенным между Россией и Японией». Для России были открыты три японских порта – Симода, Хакодате и Нагасаки. В 1858 году в столице Японии была открыта постоянная русская дипломатическая миссия, для русских судов было открыто еще три японских порта (один – взамен Симоды, закрытого японцами в 1856 году).

25 апреля (7 мая по «новому» стилю) 1875 года между Российской Империей и Японией был заключен Трактат о торговле и мореплавании, по условиям которого Россия передавала Японии острова от Урупа до Шумшу (18 из 30 крупных островов) в обмен на окончательный отказ Японии от ее необоснованных притязаний на российский остров Сахалин.

В 1895 году был подписан новый Трактат о торговле и мореплавании, который отменял Трактат 1855 года, но одновременно подтверждал Трактат 1875 года. В торговых отношениях между двумя державами устанавливался режим наибольшего благоприятствования в торговле, взаимная свобода торговли и мореплавания.

Но через 9 лет началась русско-японская война, спровоцированная вмешательством США и Великобритании, опасавшихся усиления влияния нашей империи на Дальнем Востоке. Ход боевых действий складывался не лучшим образом – Российская армия потерпела ряд неудач в сухопутных сражениях ( Мукден, Вафангоу), в декабре 1904 года в результате трусости коменданта была сдана крепость Порт-Артур, являвшаяся ключевым пунктом российской обороны в этом регионе, русская Вторая Тихоокеанская эскадра была разгромлена в Цусимском сражении. Все это создало условия для подписания невыгодного для Российской Империи Портсмутского мирного договора (август 1905 года), по которому от России отторгались все Курильские острова и южная часть острова Сахалин (по 50-й параллели).

Интересно, что пришедшие в результате октябрьского переворота к власти большевики, отказавшиеся от всех «несправедливых» с их точки зрения договоров, заключенных «царским правительством», тем не менее, условия Портсмутского договора признали и не пытались на международном уровне поставить вопрос об их пересмотре. Однако в результате начавшейся Второй Мировой войны, где Япония вновь выступила в качестве врага нашего государства, были созданы условия и предпосылки для возвращения исконных русских земель, отторгнутых в результате предыдущих политических и военных коллизий. В Каирской декларации США, Великобритании и Китая от 27 ноября 1943 г., к которой 8 августа 1945 г. присоединился Советский Союз, отмечается, что союзники "не стремятся ни к каким завоеваниям для самих себя и не имеют никаких помыслов о территориальной экспансии". Одновременно в декларации сказано, что цель союзников заключается, в частности, в том, чтобы "изгнать" Японию с территорий, "которые она захватила при помощи силы и в результате своей алчности". Крымское (Ялтинское) соглашение трех великих держав (СССР, США и Великобритании) по вопросам Дальнего Востока от 11 февраля 1945 г. предусматривало в качестве одного из условий вступления СССР в войну против Японии "передачу Советскому Союзу Курильских островов". Советский Союз утверждал, что благодаря Ялтинскому соглашению было получено юридическое подтверждение передачи ему Курильских островов, включая острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи. Япония придерживается той позиции, что Ялтинское соглашение не является решением относительно окончательного территориального урегулирования и что Япония, которая не была участником данного соглашения, ни юридически, ни политически не связана его положениями.

В Потсдамской декларации США, Великобритании и Китая от 26 июля 1945 г., к которой 8 августа 1945 г. присоединился Советский Союз, зафиксировано, что условия Каирской декларации будут выполнены и японский суверенитет будет ограничен островами Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку и менее крупными островами, которые укажут союзники. Япония 15 августа 1945 г. приняла Потсдамскую декларацию и капитулировала.

В конце августа – начале сентября 1945 г. Советский Союз в результате блестяще проведенной Курильской десантной операции (18 августа – 1 сентября 1945 года) занял Курильские острова, в том числе – Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи. Вообще, Курильская операция – уникальная в своем роде К ее осуществлению привлекались 2 стрелковых полка, батальон морской пехоты, артполк. С моря поддержу обеспечивали корабли Камчатской военной флотилии. Всего со стороны нашего воинства было задействовано не более 10 тысяч человек, в то время как части японской армии на Курилах насчитывали 80 тысяч человек, занимавших хорошо укрепленную оборону. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1946 г. эти территории были включены в состав РСФСР.

В Сан-Францисском мирном договоре с Японией от 8 сентября 1951 г. зафиксирован отказ Японии от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и южную часть о. Сахалин. Договор, однако, не устанавливал, к какому государству переходят упомянутые территории. Советский Союз этот договор не подписал, поэтому между Советским Союзом и Японией были проведены отдельные переговоры о заключении мирного договора. Они начались 3 июня 1955 года в Лондоне. Советскую делегацию возглавлял видный дипломат, бывший представитель СССР при ООН, а в то время – посол СССР в Великобритании; с японской стороны его партнером был посол Японии в Великобритании Мацумото Сюнити.

14 июня 1955 года советской стороной на обсуждение был представлен взвешенный и должный устраивать обе Высокие Договаривающиеся Стороны текст мирного договора, статья 5 которого была посвящена вопросу о границе между СССР и Японией. Она гласила: «Япония признает полный суверенитет СССР на южную часть Сахалина и Курильские острова и отказывается от всех прав, правооснований и претензий на эти территории». В соответствии с советским проектом граница между СССР и Японией должна была пройти по проливам Лаперуза, Кунаширскому, Измены и Советскому.

Однако в переговорный процесс грубо и нагло вмешались Соединенные Штаты Америки, в то время оккупировавшие Японию. 1 июля 1955 года государственный департамент США направил правительству Японии ноту следующего содержания:

«1. Хабомаи и Шикотан являются не частью Курил, а составной частью о. Хоккайдо географически, исторически и юридически.

2. Ялтинское соглашение было заявлением об общих целях лидеров стран-участниц и не является правовым юридическим инструментом. Поскольку Потсдамская декларация не упоминает Ялтинского соглашения, то условия этого соглашения не являются обязательными для Японии. Заключение Ялтинского соглашения предваряет Потсдамскую декларацию и поэтому не может определять или толковать параграф 8 декларации.

3. Потсдамская декларация предусматривает, что окончательное определение японской территории должно быть сделано позднее странами-участницами. Советский Союз не может единолично и односторонне объявить Южный Сахалин и Курилы его собственной территорией в соответствии с параграфом 8 Потсдамской декларации...

5. Окончательное решение о статусе Южного Сахалина и Курил не было принято, их статус должен быть определен международным соглашением».

Из-за ужесточения позиции Японии, фактически шедшей на поводу у США, и отклонения ей многих советских предложений, предусматривавших различные варианты территориального размежевания, переговоры быстро зашли в тупик. В связи с этим руководитель советской делегации Я.А. Малик сделал не совсем обычный ход. 9 августа 1955 года во время неофициальной беседы с главой японской делегации С. Мацумото он сообщил ему, что правительство СССР в принципе готово пойти на передачу Японии группы островов Хабомаи и острова Шикотан при условии окончательного урегулирования этим территориального вопроса. Подобное поведение руководителя советской делегации объяснялось нетерпением Н.С. Хрущева, стремившегося как можно быстрей нормализовать отношения с Японией. Хрущев считал, что передача Японии Малой Курильской гряды позволит добиться быстрого успеха на переговорах в Лондоне. Однако советский лидер ошибался.

16 августа 1955 года японская делегация на переговорах в Лондоне представила советской стороне свой проект мирного договора. Статья пятая японского проекта была посвящена территориальной проблеме. Она предусматривала, что:

«1. На территориях Японии, оккупированных Союзом Советских Социалистических Республик в результате войны, в день вступления в силу настоящего Договора, будет полностью восстановлен суверенитет Японии.

2. Войска и государственные служащие Союза Советских Социалистических Республик, находящиеся в настоящее время на указанных в пункте 1 настоящей статьи территориях, должны быть выведены в возможно более короткий срок и, во всяком случае, не позднее, чем по истечении 90 дней со дня вступления в силу настоящего Договора».

Таким образом, японский проект предусматривал, что Советский Союз лишится приобретенных по итогам войны с Японией исконно русских территорий (Южного Сахалина и Курильских островов). В тот период подобное требование японской стороны не имело шанса на успех. В связи с этим уже 1 сентября 1955 года глава японской делегации предложил новый (как он считал компромиссный) вариант решения территориальной проблемы. Данный вариант предусматривал, что СССР немедленно должен вернуть Японии только острова Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп. Судьбу остальных территорий (т.е. Средних и Северных Курил, а также Южного Сахалина) должны были решить союзные державы, подписавшие Сан-Францисский мирный договор.

В январе-марте 1956 года в Лондоне продолжались советско-японские переговоры о заключении мирного договора. Единственным вопросом, по которому стороны так и не смогли договориться, был территориальный. Японская делегация настаивала на возвращении Японии островов Хабомаи, Шикотана, Кунашира и Итурупа. Аргументация японской стороны яснее всего была изложена министром иностранных дел Японии М. Сигэмицу, который, выступая в японском парламенте в январе 1956 года, сказал: «Наше правительство, как Вам известно, требует возвращения тех островов, которые с незапамятных времен были частью японской территории, и предлагает, чтобы принадлежность других островов была обсуждена и определена международными соглашениями, поскольку этот вопрос непосредственно связан с Сан-Францисским мирным договором».

Советская делегация была уполномочена только на уступку группы островов Хабомаи и острова Шикотана. Переговоры в очередной раз зашли в тупик и 20 марта были прерваны.

21 марта 1956 года было опубликовано постановление Совета Министров СССР «Об охране запасов и регулировании промысла лососей в открытом море в районах, смежных с территориальными водами СССР на Дальнем Востоке». Это был своеобразный способ экономического давления на Японию с целью сделать ее более уступчивой и трезвомыслящей при обсуждении территориальной проблемы. Японское правительство обратилось к правительству СССР с просьбой начать переговоры по рыболовству. Данные переговоры велись в Москве в апреле-мае 1956 года. В их ходе японская сторона вновь зондировала вопрос о возможности пересмотра советской позиции по территориальному вопросу.

31 июня 1956 ода в Москву прибыла официальная японская делегация во главе с министром иностранных дел Сигумэцу. В ходе двухнедельных переговоров японская сторона убедилась в нерушимости принципиальной советской позиции по территориальному вопросу и что советское руководство не пойдет на уступки. Поэтому глава японского дипломатического ведомства стал склоняться к мысли о бесперспективности дальнейшего давления на СССР. 12 августа он сообщил японскому правительству о том, «переговоры уже пришли к концу. Дискуссии исчерпаны. Все, что можно было сделать, – сделано. Необходимо определить нашу линию поведения. Дальнейшая оттяжка способна лишь больно ударить по нашему престижу и поставить нас в неудобное положение. Не исключено, что вопрос о передаче нам Хабомаи и Шикотана будет поставлен под сомнение».

Но в, казалось бы, успешный и выгодный для нашей страны ход событий в очередной раз вмешиваются США – чуждая и совершенно посторонняя держава в двустороннем переговорном процессе. Государственный секретарь США Д.Ф. Даллес при встрече с министром иностранных дел Японии М. Сигэмицу 19 и 24 августа 1956 года заявил, что в том случае, если Япония пойдет на передачу СССР Курильских островов, то она никогда не сможет добиться возвращения оккупированный американцами Окинавы. Таким образом, на японское правительство был оказан сильный нажим, и оно не смогло пойти на удовлетворение требований Советского Союза.

В конце концов, компромисс был найден. Стороны договорились о том, что вместо мирного договора будет подписана декларация о прекращении войны и установлении дипломатических отношений.

В обменных письмах между первым заместителем министра иностранных дел СССР А.А. Громыко и полномочным представителем правительства Японии С. Мацумото от 29 сентября 1956 г. зафиксировано согласие сторон на продолжение после восстановления дипломатических отношений переговоров о заключении мирного договора, включающего и территориальный вопрос. Обмен указанными письмами открыл путь к восстановлению советско-японских дипломатических отношений и подписанию Совместной декларации СССР и Японии.

С 13 по 19 октября 1956 года в Москве состоялись советско-японские переговоры на высшем уровне. Советская сторона была представлена председателем Совета Министров СССР Н.А. Булганиным, первым секретарем ЦК КПСС Н.С. Хрущевым, первым заместителем председателя Совета Министров СССР А.И. Микояном, первым заместителем министра иностранных дел СССР А.А. Громыко, заместителем министра иностранных дел СССР Н.Т. Федоренко. Во главе японской делегации находился премьер-министр Японии И. Хатояма.

Переговоры завершились 19 октября 1956 года подписанием так называемой Московской декларации. С советской стороны ее подписали председатель Совета Министров СССР Н.А. Булганин и министр иностранных дел СССР Д.Т. Шепилов, с японский стороны – премьер-министр Японии И. Хатояма, министр земледелия и лесоводства Японии И. Коно и депутат Палаты представителей С. Мацумото.

Совместная декларация СССР и Японии от 19 октября 1956 г. прекращала состояние войны и восстанавливала дипломатические и консульские отношения между двумя странами. В Совместной декларации зафиксировано согласие СССР и Японии на продолжение после восстановления нормальных дипломатических отношений переговоров о заключении мирного договора, а также согласие Советского Союза на передачу Японии островов Хабомаи и Шикотан после заключения мирного договора.

Совместная декларация СССР и Японии была утверждена парламентом Японии 5 декабря 1956 г. и ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР 8 декабря 1956 г. Обмен ратификационными грамотами был произведен в Токио 12 декабря 1956 г.

Почему же получилось так, что в качестве предметов торга на переговорах встала неотъемлемая часть русской земли, политая потом и кровью наших предков? Один из участников переговоров в Лондоне академик Сергей Леонидович Тихвинский в своих воспоминаниях отмечал, что уступка «островов Шикотан и Хабомаи в случае согласия японской стороны на заключение мирного договора, была непродуманным волюнтаристским поступком Хрущева, который, в свою бытность руководителем страны, не считаясь с общественным мнением внутри страны и нормами международного и отечественного права, произвольно менял также и границы между союзными и автономными республиками Советского Союза (передача Крыма Украине, ряда российских территорий – Казахстану и Чечне и т.д.) В случае с Японией Хрущевым не только была юридически размыта ялтинская договоренность СССР, США и Великобритании о передаче СССР Курильских островов, но и Сан-Францисский договор, предусматривавший, что Курильские острова не входят в территориальный состав Японии... Таким образом, нынешнему, длящемуся уже 40 лет тупику в российско-японских отношениях, возникшему из-за японских притязаний на так называемые «северные территории» (которые наряду с островом Хабомаи и Шикотан, по мнению японской стороны, также включают острова Итуруп и Кунашир), мы всецело обязаны недальновидности и самоуправству Хрущева».

Сам же Хрущев, объясняя общественности мотивы этого своего экстравагантного решения, писал следующее:

«Хочу... сказать несколько слов, чтобы было понятно, почему мы решили пойти в те годы на уступку Японии, точнее – этому премьеру, который приехал к нам и проводил политику сближения и дружбы с Советским Союзом. Мы считали, что такая уступка не имеет особого значения для СССР. Там лежат пустынные острова, которыми пользовались только рыбаки и военные. Оборонного значения при современной военной технике эти острова тоже не имеют. Когда мы получили ракеты, которыми можно поражать врага на тысячи километров, острова утратили значение, которое они имели ранее для береговой артиллерии. Экономического значения они тоже никакого не имеют. По-моему, и никаких полезных ископаемых там не было найдено. Зато дружба, которую мы хотели завоевать со стороны японского народа, наша взаимная дружба имела бы колоссальное значение. Поэтому территориальные уступки с лихвой перекрывались бы теми новыми отношениями, которые сложились бы между народами Советского Союза и Японии.

Мы хотели усилить влияние этого премьера в японской внутренней и международной политике, считали, что она должна развиваться в сторону укрепления дружеских отношений с Советским Союзом. Вот главное, чем мы руководствовались, когда решали этот вопрос. Я и сейчас полагаю, что это было правильное решение, что оно сыграет полезную роль, если мы будем и дальше развивать политику мирного сосуществования и крепить дружбу с Японией».

Налицо – пример вопиющей некомпетентности во всех сферах государственного управления – и в военной, и в экономической, и в политической. В военной области некомпетентность бывшего советского лидера заключается в переоценке им значения ракетного оружия в ходе гипотетически возможной в то время войны. Помимо плацдармов для размещения батарей береговой артиллерии, Курильские острова служат естественным ключом, запирающим Охотское море от флотов противника и делают его фактически внутрироссийским, создавая дополнительный морской рубеж обороны русского Дальнего Востока. С потерей же Южных Курил Япония и, соответственно, США, получают свободный доступ в акваторию Охотского моря.

В экономической сфере некомпетентность Хрущева заключалась в том, что он не допускал возможности того, что когда-то в будущем в регионе Южных Курил будут обнаружены богатейшие залежи полезных ископаемых, что и произошло в 1980-х годах. В 1970-80-х годах на одном из южнокурильских островов, на которые необоснованно претендует Япония, была построена уникальная геотермальная электростанция, вырабатывающая одну из самых дешевых электроэнергий в России. Помимо этого, регион Южных Курил является богатейшим российским «морским огородом» - здесь насчитывается огромное количество видов морских животных и растений, имеющих важное промысловое значение. С переходом Курил под контроль сопредельной Японии Россия теряет выход в этот район, а вся его продукция становится собственностью сопредельного государства. Можно возразить, что японские рыбаки итак добывают российские биоресурсы в районе Курил. Да, но такое браконьерство получает должный отпор со стороны государства – на перехват японских браконьеров выходят русские пограничные катера и открывают по ним огонь на поражение. Что же будет, если, не дай Бог, Южные Курилы передут Японии, представить страшно.

В политической сфере некомпетентность Хрущева заключалась в политической близорукости и в ставке на сиюминутно значимые политические фигуры, без взгляда в будущее. Уже в начале ноября 1956 года тот самый премьер-министр Японии И. Хатояма, чье влияние «в японской внутренней и международной политике» так стремился усилить Н.С. Хрущев, был вынужден уйти в отставку, а на смену ему пришел реакционно-антирусский кабинет министров, взявший курс на политическую конфронтацию с нашей страной.

В дальнейшем эта декларация была признана обеими сторонами процесса как базовый юридический документ, положивший начало процессу переговоров о заключении мирного договора после восстановления дипломатических отношений между двумя странами. При этом предпочитается умалчивать о том факте, что в связи с заключением американо-японского оборонительного договора от 19 января 1960 года руководство СССР фактически отменило в одностороннем порядке Московскую декларацию 1956 года. В качестве непременного условия продолжения переговорного процесса выдвигалось требование немедленного и безоговорочного вывода всех иностранных войск и военных баз с территории Японии. Проблема подписания мирного договора между СССР и Японией зависла в состоянии стабильной неопределенности. Однако это практически не помешало развитию двусторонних отношений: полноценно функционировало и функционирует наше посольство в Токио и японское посольство в Москве, развиваются двусторонние экономические связи, Россия наводнена японскими товарами (бытовой техникой, автомобилями (в некоторых российских регионах дешевые бывшие в употреблении праворульные японские автомобили являются преобладающим средством передвижения)), осуществляется культурный обмен.

В то же время все активнее становится ползучая японская экспансия на исконно российские территории. Были осуществлены безвизовые обмены между жителями Южных Курил и японскими гражданами, в 1998 году было подписано межправительственное соглашение о некоторых вопросах сотрудничества в области промысла морских живых ресурсов, по которому японская сторона получила право вести промысел в российских территориальных водах. Предлагается искать устраивающие обе страны формы совместной хозяйственной деятельности в районе островов в рамках деятельности подкомиссии по совместной хозяйственной деятельности. Все это не может не тревожить.

Похоже, что Япония больше заинтересована в подписании мирного договора (его отсутствие не позволяет Японии стать полноправным челном мирового сообщества и различных международных организаций), чем наша страна. А, раз так, то необходимо добиться от Японии подписания этого договора на наших условиях – условиях территориальной целостности Российской Федерации и незыблемости границ, сложившихся в результате разгрома Японии. Следует понимать, что путем таких шикарных подарков нельзя «купить» хороших отношений с Японией. Возможная передача островов покажет слабость России. А слабых на международной политической арене бьют.

В свете всего вышеизложенного гипотетическая передача островов Курильской гряды иностранному государству видится поспешным и непродуманным шагом, ухудшающим общественно-политическую, экономическую и военно-стратегическую обстановку в России.

Материал взят с - www.rustrana.ru

Найти другие материалы в Интернете>>>

Высказаться

 

ИСТОРИЧЕСКИЕ  ЗАРИСОВКИ

ГЛАВНАЯ  СТРАНИЦА

 

Hosted by uCoz